Как нам с вами включиться в борьбу за искоренение одной российской беды
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый
день тем, кто в нашем не очень цивилизованном обществе живет и ездит
цивилизованно, тем самым приближая светлое будущее! С вами программа
«Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко. Друзья, с недавних пор у нас с
вами появилась реальная возможность активно включиться в борьбу за
искоренение одной российской беды – плохих дорог. И возможность такая
появилась после вступления в силу в ноябре прошлого года закона «Об
автомобильных дорогах». Согласно ему, цитирую: «пользователи
автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда,
причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства,
реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных
дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами,
осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт,
ремонт и содержание автомобильных дорог». И что вы думаете – закон
таки начал работать! Автовладельцы стали предъявлять властям претензии
по поводу неудовлетворительного состояния дорог, причем многие не
ограничиваются жалобами, а отправляются в суд. На 1 января 2008 года в
судах России рассматривались иски автомобилистов к балансодержателям
дорог на общую сумму 270 миллионов рублей. И это всего за два месяца
действия закона! Например, в Ижевске, где граждане еженедельно
предъявляют властям по нескольку исков, управление благоустройства и
транспорта города уже выплачивает пострадавшим водителям по 150 тысяч
рублей. Во Владимире и Костроме коммунальщики пошли по другому пути -
после нескольких исков на крупные суммы в этих городах быстро
заасфальтировали самые проблемные участки дорог. В среднем, в каждом
регионе страны суммы претензий автомобилистов колеблются от двух до
тринадцати миллионов рублей, в зависимости от состояния дорог в
конкретном регионе и от активности самих водителей. Так будем же
активнее! Если вы из-за плохой дороги повредили автомобиль - требуйте
компенсации от коммунальных служб. Обращайтесь в местные органы власти
- чиновники обязаны сообщить, кто несет ответственность за состояние
определенного участка дороги. В России около трети всех
автомобильных аварий происходит из-за плохого состояния дорог. Если мы
все с вами, водители, пострадавшие от бетонных плит на дороге, открытых
люков, самодельных «лежачих полицейских», от ям на дорогах и улицах
России станем дружно подавать в суд на коммунальные службы, то очень
быстро в наши карманы перекочуют все 67,3 миллиарда рублей, выделенные
из госбюджета на год на ремонт и содержание дорог. Заметьте – не на
строительство, а только на ремонт и содержание! Ну, а перекочуют
казенные денежки в наши карманы как компенсация материального и
морального ущерба, – государство задумается: а, может, дешевле сразу
хорошие дороги строить? -Суммы претензий к балансодержателям будут
расти, - уверен руководитель Межрегионального центра «За безопасность
российских дорог» Дмитрий Леонтьев: - Сегодня их лавинообразный рост
тормозит инертность судебной системы и несовершенство исполнительного
производства. И г-н Леонтьев совершенно прав – были бы наши суды
ориентированы не на защиту власти и взяткодателя, а на защиту
«трудового народа», давно бы разорились коммунально-дорожные
эксплуатационники. Первый вице-премьер Сергей Иванов недавно, на
коллегии Министерства транспорта очень удивлялся тому, что на дороги
государство тратит больше, чем на оборону страны. Я бы этому не
удивлялся – для нормального государства пропорция нормальная – дороги
это артерии и кровеносные сосуды страны, а ее армия – автомат за спиной
и «лимонка» в кармане – что важнее? Я бы удивлялся тому, что при
таких расходах – и на строительство новых дорог, и на ремонт и
содержание старых – результаты-то скудные! Иванов сказал так: «У нас
сколько ни дай на ремонт, все, как в черную дыру. Половину построят, и
сразу будут столько же запрашивать!» Иванов не спросил, почему так
происходит. Зато он сказал следующее: «Теперь этому положен конец!» -
произнесено было с воскликом. Чуть ниже я интригу «конца» раскрою и
прокомментирую. А сейчас отвечу на не поставленный вопрос – почему? И
писал я в газетах, и кричал в эфире – дважды обогнув Земной шар за
рулем, исколесив полмира и трижды почувствовав собственной задницей
каждую кочку и ямку от Москвы до Владивостока, я вывел такой закон:
качество дорог в любой стране обратнопропорционально степени воровства
в ней: чем лучше дороги, тем меньше в стране воруют. И чем хуже дороги,
тем больше в стране воруют. Все дело в том, что в строительстве
дорог, как ни в одной другой области человеческой деятельности,
возможно крупное и главное - безнаказанное воровство. Дом не из того
цемента, не с той глубиной фундамента, не по технологии рискованно
строить - не дай Бог, завалится, люди погибнут, уголовное дело заведут,
виновника рано или поздно вычислят, найдут и посадят, что бывало и не
раз. А если дорога просядет, если в два, в три раза больше ремонтов
потребует, уголовное дело не возбудят. Как и кому потребуется лет через
десять-пятнадцать доказывать чью-то вину, кто станет шурфы долбить,
копать, толщины слоев земли, песка, щебня, состав асфальтобетона
исследовать и искать виновников? Инспекция? Она есть. Стро-о-гая! Но
там тоже люди. Они тоже с этой дороги кормятся – строящейся. Или –
ремонтируемой. Дорога это золотое дно для приписок. Любое воровство,
несоблюдение технологий, машины песка, гравия, цемента и бетона налево
– все покроет асфальт. Покроет надежнее любой могильной плиты. А
теперь вернемся к заключительной фразе первого вице-премьера г-на
Иванова, которую он сказал с восклицательным знаком: «Теперь этому
положен конец!» А вот ее продолжение: «Так как создана нормативная база
«недоремонта» дорог. В общем, через год, к будущей коллегии Минтранса,
мы должны увидеть результаты»,- заключил свое выступление первый
вице-премьер. Нормативная база «недоремонта» понятно что – это рубли
на ремонт километра дороги, раскиданные по категориям дорог, их
возрасту, климатическим условиям, нагрузке, типа: а на ремонт норма
теперь - вот столько рублей и ни-зз-я ни копейкой больше! Извольте
укладываться! Вряд ли сработает, будут просто халтурно ремонтировать. А
я предлагаю другой способ порадоваться результатам: давайте, Сергей
Борисович, возьмем пару современных дорожных лабораторий - хотя бы МАДИ
- и очень добросовестно проверим соблюдение дорожных технологий
строительства некоторых дорог в последнее время, скажем: МКАД, особенно
ее левая, «колейная» полоса, новые участки Ленинградки, Киевского,
Симферопольского шоссе. И привлечем для проверки не строителей, а
ученых-строителей, проверим количество слоев, толщину, сорта гравия,
щебня, бетона, асфальта, ширину дорожного полотна по проекту и на
земле, обочины, кюветы… А потом, когда подтвердится мой закон, в чем я
не сомневаюсь!- найдем виновников и устроим показательный судебный
процесс типа реалити-шоу - по телевизору покажем. Ущерб посчитаем и за
особо крупные размеры воровства лет на 10-15 виновников посадим. И тех,
кто дорожников обязан был инспектировать, не забудем – вот тогда -
только не через год, а лет через пять-семь - мы с вами и порадуемся
результатам. А пока… Пока мы будем подавать иски в суд. Время мое
истекло, но все услышанное можно прочитать на сайте
автоликбез-точка-ру. Удачи вам, друзья, на российских дорогах!
Предлагаю тост будущего: «Так выпьем же за российские дороги – лучшие
дороги в мире!» С вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий
Гейко.