Практический семинар по ДОРОЖНОЙ ЭТИКЕ - 11 упражнений.
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый
день тем, кто исповедует главную истину дорог: сильный не тот, кто
подрезает, влезает и наглеет, а тот, кто пропускает и уступает. С вами
в эфире «Авторадио» программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко. Да,
друзья, о водительской этике мы не раз говорили, но то была теория, на
этот раз - практика: рассмотрим 11 упражнений по прививке принципов
дорожной этики. Итак, что такое ЭТИКА? Из «Словаря русского языка»
Ожегова: ЭТИКА – совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь
общественной группы, профессии. Наша «общественная группа» -
водители. Нас, имеющих права, в стране около 50 миллионов. Но вся беда
в том, что Россия сильно отстает в «цивилизованности» от тех стран, с
которыми живет рядом. Раньше, до Петра, например, отставание
исчислялось столетиями. Потом оно начало стремительно сокращаться и
сегодня сократилось всего до нескольких десятилетий, но… Если
отставание цивилизованности нации в любых других сферах, кроме
автомобильной - в быту, в офисе, в сервисе - неопасно для нашей жизни,
то отставание цивилизованности водительского менталитета на дорогах и
улицах, на больших скоростях, уносит примерно в 10 раз больше жизней,
чем в тех странах, которые мы называем цивилизованными. Там из года в
год, несмотря на прирост автопарка, число смертей и увечий на дорогах
снижается. В России – растет. И сегодня, с 30-35 тысячами в год смертей
и с четвертью миллиона увечий, мы прочно занимаем место в группе
африканских стран. Рано или поздно, Россия станет «цивилизованной»,
мы идем по этому пути и с него уже никуда не деться. Но пока это
произойдет, погибнут «лишние» сотни тысяч, «лишние» миллионы станут
инвалидами. Причем, эти сотни тысяч и миллионы – самая энергичная,
самая перспективная часть общества: те, кто ездят на автомобилях, имеют
автомобили. Хотите с этим мириться – миритесь. Только не будьте наивными, полагая, что «уж меня-то это не коснется». Не хотите мириться, хотите жить, выжить, дожить до «светлого будущего» - НАЧИНАЙТЕ РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ. В
чем эта работа заключается? Не ждите сенсаций и открытий – эта работа
заключается в том, чтобы не просто соблюдать ПДД, руководствуясь при
этом еще и дорожной этикой, а получать от этого большое удовольствие.
Это возможно? Это – неизбежно! И последнее. Почему я взял на себя смелость и ответственность - учить? Хотя
бы потому, что сам уже два с половиной года Правил Дорожного Движения
не нарушаю. Нигде и никогда, ни в городе, ни за городом. И получаю от
этого громадное, неожиданное удовольствие. Истеричные вопли о том, что
«у нас невозможно не нарушать! У нас невозможно ездить по правилам!»
считаю ничем иным, как истеричными воплями индивидуумов, слишком
зависимых от обстоятельств, не умеющих их подчинять. С чего работа
над собой начинается? Со стремления стать сильным. С осознания того,
что сильный не тот, кто «подрезает», «нанизывает», обгоняет, «влезает»,
оттесняет. Наоборот – он слабый, закомплексованный, ущербный, не
умеющий ничем другим выделиться, доказать свое превосходство. А сильный
это тот, кто пропускает и уступает. Великодушие – прерогатива сильной
личности. Сверьтесь хотя бы по миру животному – взрослая, большая
собака никогда не куснет маленькую или щенка. Гнев, обида на
«отморозка», который вас подрезал, влез перед вами без очереди,
приравнивает вас самого к этому отморозку. А если вы стремитесь его еще
и не пустить, наказать, то вы – слабее его. Вы вскипели, вы даже
опускаете стекло, чтобы высказаться, а он делает вид, что вас не видит
и лезет, лезет с наглой мордой!.. Да притормозите, расслабьтесь,
усмехнитесь – пусть пролезет, пусть будет счастлив, жизнь его рано или
поздно научит и научит жестоко, но не вы - вот уж нашли на кого свои
нервные клетки расходовать! Они пригодятся для более достойных
персонажей и дел. Водительской этике не учат ни на курсах вождения,
ни даже в автомобильных институтах, ее нет и в ПДД, хотя многие
положения «Правил» и этики близки, переплетаются. Здесь самое главное –
начать, попробовать, раз, два, три… И вы почувствуете от своего
поведения удовольствие, вам понравится это ощущение сильного человека.
Итак:
Упражнение первое. Пропустите пешехода на
«зебре». Один поблагодарит вас кивком головы, другой даже махнет рукой,
а третий нарочито медленно пойдет по переходу, испытывая ваше терпение
и даже на вас не глянув – ничего страшного. Дайте возможность забитым
россиянам почувствовать себя ЛЮДЬМИ. Особенно вам будет благодарна
старушка с авоськой, пенсионер с орденскими планками на мятом пиджаке.
А парень с девушкой – тот будет даже чем-то гордиться перед ней: они –
люди. Их пропускают машины. А вы стоите и ждёте, пока пройдут
люди. Потому что у вас под капотом сотня «лошадей», потому что вы –
сильный. И вы все равно успеете, куда вам надо. И пускай вам сзади
посигналит какой-нибудь «инвалид тоталитарного общества» - настанет
когда-нибудь и его черед почувствовать себя сильным. А когда люди
пройдут, и вы поедете дальше, вы обязательно почувствуете себя сильным.
И вам понравится это ощущение. И вы поймете, что сделали «благодеяние»
не столько им, сколько себе.
Упражнение второе. Вас
пропускает водитель, который по правилам мог бы и не пропустить.
Махните ему рукой. А, встав перед ним, включите на несколько секунд
«аварийку» – так принято во всем водительском мире благодарить друг
друга. Поверьте, ему будет очень приятно, хотя вы, может быть, и не
увидите его лица за бликующим лобовым стеклом. Поставьте себя на
его место – вы пропустили кого-то, безнадежно ждущего, а тот даже не
повернул «головы кочан» в вашу сторону. Или – он благодарно мигнул
«аварийкой» - разница есть?
Упражнение третье. Вы
едете по узкому шоссе и видите, что вас догоняет автомобиль. День, ночь
– не важно. Раз он вас догнал, значит, едет быстрее. Прибавлять вам в
таком случае газ – попасть под первый признак кретина. Обгон тем
безопаснее, чем он быстрее. Поэтому, если впереди свободно, встречных
нет и обгонять вас можно,- сбавьте газ, возьмите как можно правее и
самый шик будет, если вы включите правую «мигалку»: мол, вижу вас,
обгоняйте. Это высшая категория водительской этики.
Упражнение четвертое. Если
вас догоняет машина, а слева сплошная или зона действия знака «Обгон
запрещен», а встречных нет, но догнавший вас агрессивен и
«нацеливается» на обгон – не пытайтесь ему препятствовать. Но и
помогать, как в предыдущем случае, не надо. Просто не упускайте его из
поля зрения ни на секунду. Потому что он агрессивен, а значит – опасен.
Запомните
главное: вроде бы, думая о других, вроде бы, уступая им и помогая, вы,
прежде всего, обеспечиваете СВОЮ безопасность! Потому что, если обгон у
«другого» не получится, то вряд ли вы останетесь в стороне.
Упражнение пятое. Если
вас на шоссе догоняет автомобиль и «целится» обогнать, а вы видите, что
обгонять нельзя, потому что слишком близко встречная – включите левую
«мигалку», но держитесь все равно как можно правее.
Упражнение шестое. Если
вы сами едете за кем-то, а догнавший вас, пошел на обгон, и вы видите,
что ему некуда встать назад, в ваш ряд, то в тот момент, когда он будет
от вас слева, тормозните, дайте ему жизненное пространство.
Упражнение седьмое. И
начнем, может быть, с самого больного на наших дорогах, самого
невыполняемого – с обозначения маневра, т.е. – включения «поворотника»
перед тем, как шевельнуть рулем. Эта норма есть в ПДД, но… Совершенно
непонятно – почему водителей, пропускающих пешеходов, у нас становится
все больше, а водителей, не считающих нужным пользоваться левым
рычажком у руля… тоже все больше? Разве не воспринимается водителем
перестроение перед ним кого-то без обозначения своего намерения, как бы
БЕЗ СПРОСА, как оскорбление? Пощечина? Мол, да пошел ты! Буду у тебя
еще разрешения спрашивать! Ну, если так, то почему бы здесь не
поработать замечательному принципу: поступай с другими так, как хочешь,
чтобы поступали с тобой? А знаете, что мешает? У одних - недостаток
воспитания, «неинтеллигентность»: он там, сзади, на гнилом «жигуленке»,
а я на «мерсе» буду ещё у него разрешения просить, чтобы перед ним
встать?! У других – невнимательность, несобранность, забывчивость. У
третьих – «пофигизм»: а, и так пропустит, куда ему деться? А когда вот
так – перед вами влезают: без сигнала, без просьбы: «Пропусти,
пожалуйста!» - разве вам не обидно? Так сделайте выводы! Мне
повезло в этом смысле в самом начале моей водительской жизни. Однажды
на ралли, где-то в западной Белоруссии, в курилке, я услышал такой
монолог одного легендарного гонщика: «…останавливает меня мент, да.
Почему, говорит, вы, товарищ водитель, «мигалку» перед перестроением не
включили?» «Да ты чего, говорю, командир, - включил! Погляди, она и
сейчас работает! Да я даже, когда в туалет иду, – всегда мысленно
«мигалку» включаю!» Гонщики и технари заржали, а эти слова «про
туалет и мигалку» меня, пацана, настолько тогда поразили, что с той
минуты я навсегда получил рефлекс, который вскоре стал врожденным:
перед любым «шевелением» руля – включи «мигалку»! Да с той поры я часто
даже в туалет бегал, «мысленно включая мигалку» и хохоча про себя! Дарю эти слова про туалет и мигалку вам, дорогие автомобилисты и желаю, чтобы они также на вас подействовали.
Упражнение восьмое. Очень хорошо сказал недавно журналист «МК» Виктор Травин по телевидению: -Человек
в машине чувствует какую-то защищенность: ведь никто не подойдет к
очереди в магазине и не встанет в ее начало. А почему за рулем-то так
можно? А я добавлю: да потому можно, что в «живой» очереди его не
пустят без очереди, а то и сразу в лоб дадут, а, в железной очереди,
это сложнее. Так что же я советую – не пропускать? Биться насмерть?
Нет. Восьмое упражнение состоит в том, чтобы тот, кто собирается влезть
в автомобильную очередь впереди всех, понимал, что это очередь не
автомобилей, а людей – это ведь и есть очередь людей! Поэтому, если уж
так случилось, что ваша машина оказалась вне очереди, а вам в нее надо,
не лезьте туда «без мыла», а встаньте рядом, включите «мигалку»,
обозначьте свою необходимость стать «очередником» и вас обязательно
кто-нибудь пропустит! Только потом не забудьте благодарно помигать ему
«аварийкой»…
Упражнение девятое. С 1995 года я не
выбрасываю из машины ничего. Ни бумажки, ни окурка. А в молодости и
бутылки позволял себе бить на обочинах. Просто в 1995 году я с группой
русских путешествовал по Америке: сплавлялись по Колорадо. Инструктор
Джон спокойно сказал нам, почти всем курящим: «Если кто бросит окурок
на землю – тут же на вертолет и домой». И мы складывали окурки в
карманы. В аэропорту Нью-Йорка я похвастался подарками близким перед
Виктором, капитаном дальнего плавания из Владивостока. Он спросил меня:
«А знаешь, что я везу в подарок своим сыновьям?» «Что?» Виктор достал
из сумки и развернул полиэтилен. В нем лежала гора окурков: «Я покажу
им, как надо любить свою землю, страну». Вот с того времени я и не
выбрасываю из автомобиля ничего. Потому что свою землю и страну люблю
не меньше.
Упражнение десятое. Если третье упражнение
– высшая категория водительской этики, то десятое – высочайшее: караван
легковушек едет за грузовиком в зоне действия запрещения обгона. И вот
- отмена ограничения. Если за мной в этом караване стоит автомобиль,
который – я видел это в зеркало – до запрета обгона меня стремительно
догонял, ехал значительно быстрее меня, он мощнее моей машины, то я не
пойду на обгон первым – я пропущу сначала его, мигнув ему правым
поворотником: мол, иди, пропускаю. Пристроившись за ним, я не потеряю
ни секунды, а вот он, обгоняя за мной, – потеряет, поскольку я буду
совершать обгон гораздо медленнее его.
Запомните, опять же,
главное: вроде бы, думая о других, вроде бы, уступая им и помогая, вы,
прежде всего, обеспечиваете СВОЮ безопасность! Потому что, если обгон у
«другого» не получится, то вряд ли вы останетесь в стороне.
Упражнение одиннадцатое, последнее, самое главное. Давая
эти советы, предлагая вам упражнения, я не обольщаюсь результатами –
перепрограммировать психику с одних принципов поведения на почти
противоположные непросто. Для этого, как и для того, например, чтобы
бросить курить, нужна внутренняя убежденность в том, что «жить
по-старому – невозможно», нужно сильное желание изменить жизнь к
лучшему. В одиночку идти по этому пути очень трудно, да и неэффективно.
Огромные перемены начали происходить во мне и в моих друзьях, в
единомышленниках, года три назад, когда я открыл свой сайт www.avtolikbez.ru
и мы начали на его форуме разговаривать. Это, знаете, как общество
анонимных алкоголиков – ничего зазорного нет в том, что люди
объединившись, избавляются от пороков, так легче. Были у нас там и
бури, захаживали и провокаторы, многие ушли, другие пришли, но мы
каждый день и теперь общаемся, делимся друг с другом, спорим,
обижаемся, но главное – с тех пор, как мы начали разговаривать, мы
стали замечать в себе перемены: мы стали терпимее, мудрее, этичнее на
дороге. Потому что, когда ты говоришь, что надо пристегиваться, - не
пристегиваясь, чувствуешь себя предателем. Потому что, когда ты
говоришь, что сильный пропускает, не пропустить самому – предательство.
Потому что, когда ты говоришь, что любишь свою страну, - выбросить
окурок из окна – тоже маленькое предательство. А чувствовать себя
предателем, трепачом – кому ж приятно? Тут уж хочешь, не хочешь – становишься лучше. Чего и вам, дорогие друзья-автомобилисты, желаю. Время
мое истекло, но все услышанное вы можете прочитать на сайте
автоликбез-точка-ру. Удачи вам, дорогие братья-автомобилисты, на
дорогах страны и жизни, запаса вам жизненных сил и тормозного пути! С
вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.
Категория: Разное | Добавил: yu_free (07.03.2008)
| Автор: Юрий Гейко
Просмотров: 623
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]